Стоимость земельного участка в ходе торгов на аукционе может вырасти в разы. Поэтому «охота» на землю, подходящую по цене и прочим параметрам, может растянуться на месяцы. Что делать, если средства и время на покупку земли ограничены? Есть категория граждан, которая может купить земельный участок без аукциона. Какие документы для этого нужно собрать и как проходит процедура оформления купленного надела?
Кто может получить земельный участок без аукциона?
Процедура выделения земельных участков под строительство регулируется указом № 667. Согласно этому документу, право на получение земельного участка под строительство дома вне аукциона имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участок может быть предоставлен в аренду, частную собственность или как пожизненное наследуемое владение.
Согласно Постановлению Совета Министров РБ № 1781 от 30 декабря 2011 г. сегодня формируется единая очередь, в которую включаются все категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Без проведения аукциона выделение земельных участков под строительство осуществляется:
- в населенных пунктах, за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева и других, определенных облисполкомами населенных пунктов;
- в городах Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве и в других, определенных облисполкомами населенных пунктах – только гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- в городе Минске – только многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Перечень населенных пунктов, где земельные участки предоставляются без аукциона только нуждающимся в улучшении жилищных условий можно найти в следующих документах:
- для Брестской области – Решение Брестского областного исполнительного комитета от 15.02.2012 № 131 «Об определении перечней населенных пунктов, в пределах которых земельные участки предоставляются по результатам аукционов либо без их проведения, и признании утратившими силу некоторых решений Брестского областного исполнительного комитета»;
- для Витебской области – Решение Витебского областного исполнительного комитета от 08.05.2009 г. № 275 «Об утверждении перечней населенных пунктов и иных территорий»;
- для Гомельской области – Решение Гомельского областного исполнительного комитета от 15.06.2009 г. № 542 «Об утверждении перечней населенных пунктов»;
- для Гродненской области – Решение Гродненского областного исполнительного комитета от 24.04.2009 г. № 308 «О некоторых вопросах предоставления земельных участков»;
- для Могилевской области – Решение Могилевского областного исполнительного комитета от 22.04.2009 г. № 8–15 «Об определении перечня населенных пунктов»;
- для Минской области – Решение Минского областного исполнительного комитета от 24.04.2009 г. № 418 «Об определении перечней населенных пунктов».
( Местное законодательство Беларуси за 2009 г.)
Если земельный участок не подлежит предоставлению в частную собственность, то на него могут претендовать:
- граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Участок предоставляется в пожизненное наследуемое владение или в аренду с оплатой кадастровой стоимости участка;
- гражданам, не нуждающимся в улучшении жилищных условий, а так же иностранным гражданам и лицам без гражданства – в аренду с оплатой кадастровой стоимости участка.
Воспользоваться правом получения земельного участка без аукциона можно только один раз.
Документы при покупке участка под строительство дома
Для того чтобы приобрести земельный участок для строительства дома, необходимо обратиться в исполком по месту нахождения этого земельного участка с соответствующим заявлением. В заявлении указываются:
- данные, содержащие идентификационные сведения о гражданине;
- цель приобретения земельного участка;
- вещное право на испрашиваемый земельный участок;
- предполагаемое местоположение земельного участка и его размер;
- площадь всех земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности, аренде гражданина.
Если гражданин приобретает земельный участок как нуждающийся в улучшении жилищных условий, исполком в течение 3 рабочих дней запрашивает по системе «Одно окно» следующие документы:
- справку о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи;
- справки организации по госрегистрации, подтверждающие право на недвижимое имущество или их отсутствие (это касается гражданина и членов его семьи).
Принятие решения о предоставлении земельного участка
Заявление гражданина будет рассмотрено исполкомом в течение 7 рабочих дней с момента поступления документов. Исполком направляет организации по землеустройству разрешение на разработку проекта передачи земельного участка.
За разработку проекта платит гражданин, подавший заявление. Договор подряда, согласно которому осуществляется оплата, должен быть заключен не позднее 3 дней после того как организация по землеустройству получила разрешение исполкома. По уважительной причине, которая помешала гражданину заключить договор в указанный срок, он может быть продлен.
Проект отвода земельного участка подготавливается и согласовывается в течение 15 рабочих дней после того как гражданин осуществил оплату. Готовые документы поступают в землеустроительную службу, она рассматривает проект в течение 5 дней и направляет все документы в исполком, который на их основании принимает решение о предоставлении земельного участка. Решение принимается не позднее 5 дней с момента получения документов на заседании комиссии, на которой допускается присутствие гражданина, заинтересованного в приобретении земельного участка. По результатам заседания комиссии оформляется акт выбора земельного участка. Документ в течение 5 рабочих дней должен быть утвержден председателем местного исполкома.
Акт выбора размещения земельного участка – документ, на основе которого проводятся проектно-изыскательные работы, выдается архитектурно-планировочное задание, получается заключение согласующих организаций и технические условия на инженерное обеспечение объекта.
Если исполком принимает решение отказать гражданину в предоставлении земельного участка, он в течение 3 дней уведомляет об этом гражданина с обоснованием причины отказа. Решение можно обжаловать в вышестоящем исполкоме или суде.
Сведения, которые должны быть отображены в решении о предоставлении земельного участка
- Виды изымаемых земель;
- целевое назначение предоставляемого земельного участка;
- назначение земельного участка в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества;
- размер земельного участка;
- вещное право земельного участка;
- условия отвода земельного участка;
- срок осуществления государственной регистрации земельного участка;
- сведения о том, что земельный участок предоставляется гражданину как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
Рассрочка оплаты за земельный участок
Оплата земельного участка по заявлению гражданина может осуществляться поэтапно – в рассрочку. Условия рассрочки могут изменяться в зависимости от решений районных исполнительных комитетов и регламентируются Инструкциями о порядке предоставления рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков или платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность (Указ президента РБ 27 декабря 2007 г. № 667. Об изъятии и предоставлении земельных участков).
Как правило, рассрочка предоставляется на срок не более 5 лет (в некоторых районах 2 года). Условия предоставления рассрочки определяется исполкомами, и отличаются у каждого из них. Например, рассрочка может предоставляться, если земельный участок стоит больше определенной суммы.
За пользование рассрочкой уплачиваются проценты, которые начисляются ежегодно на остаток задолженности, в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, которая действует в момент оплаты.
Если платежи по рассрочке будут производиться несвоевременно, то гражданину придется уплатить пеню за каждый день просрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, которая действовала в момент возникновения задолженности.
До момента полной оплаты за земельный участок он будет находиться в залоге у исполкома. Так же до этого момента запрещается отчуждение земельного участка и передача его в последующий залог.
Государственная регистрация земельного участка
Гражданин получает право на земельный участок в момент его регистрации в организации по госрегистрации (БТИ). Владельцу земельного участка выдается свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации.
Для того чтобы зарегистрировать земельный участок, необходимо предоставить следующие документы:
- заявление;
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- документы, подтверждающие внесение платы за госрегистрацию.
Сроки, в которые гражданин должен обратиться за госрегистрацией, ограничены: не позднее 2 месяцев с момента принятия решения о предоставлении ему земельного участка. Если гражданин не обратился за госрегистрацией в установленные сроки, решение исполкома о выделении земли утрачивает силу. Срок обращения может быть продлен при наличии уважительной причины.
Оформление права на участок, без выезда в регион его нахождения
Для регистрации недвижимости, в т.ч. и земельного участка гражданам не обязательно выезжать на место его расположения. Например, проживая в Минске, можно оформить земельный участок, приобретенныйв г. Гродно. Документация на эту недвижимость хранится по территориальному принципу, т. е. в Гродно. Для того чтобы оформить недвижимость, нужно обратиться в любое государственное агентство по недвижимости, где у владельца земли примут документы на его регистрацию (эта процедура платная). По мере готовности, документы выдаются той же организацией. Это правило действует с отношении как областных, так и районных центров.
В связи с переходом к электронным архивам, за регистрацией имущества можно обратиться в электронной форме (с заверенной электронной цифровой подписью).
Освоение земельного участка
Начать освоение выделенного земельного участка необходимо в течение 1 года со дня получения свидетельства о его госрегистрации. При этом освоение земельного участка должно вестись в строгом соответствии с его целевым назначением, указанным в документах.
Если земельный участок был приобретен гражданином через аукцион, срок, в течение которого должно быть начато его освоение определяется исполкомом. Решением исполкома могут быть установлены и другие условия, которые должны быть выполнены владельцем земельного участка.
Если в установленные сроки гражданин не смог выполнить хотя бы одно из условий по отводу земельного участка, в течение месяца со дня окончания этого срока исполком уведомляет гражданина о необходимости выполнения требований в месячный срок. В случае невыполнения указанных предписаний исполком в течение 10 дней:
- изымает участок у гражданина, если он был передан ему во временное пользование или пожизненное наследуемое владение;
- если участок был передан в частную собственность – исполком подает заявление в суд с целью прекращения права частной собственности;
- если земля была передана в аренду, исполком расторгает соответствующий договор в одностороннем порядке, если такая возможность была предусмотрена договором. Если такой возможности нет, исполком решает этот вопрос в судебном порядке.
Полезные интернет-ресурсы
Ресурс | Название организации | Информация |
http://mgcn.by/ | Минский Городской центр недвижимости |
|
http://mrik.gov.by/ | Минский районный исполнительный комитет | Информация о запланированных аукционах, образцы заявления на участие в аукционе, о возврате задатка, внесенного для участия в аукционе |
http://nca.by/ | Национальное кадастровое агентство |
|
В данной статье мы поговорили о порядке приобретения земли без участия в аукционе, вариантах внесения оплаты за него, требованиях к срокам освоения земельного участка. Следующий этап строительства – получение разрешения на возведение сооружения. В статье Как получить разрешение на строительство и реконструкцию дома, дачи, коммуникаций читайте о порядке оформления соответствующих документов, сроках и стоимости осуществления всех процедур.