Кто в Беларуси может встать в льготную очередь на строительство жилья?

0
1628

Сегодня жители Беларуси могут встать в очередь на строительство жилья, только в том случае, если они проживают в однокомнатной квартире, независимо от пола и родственных отношений, за исключением супружеских.

Со 2 марта прошлого года в Беларуси вступил в силу новый Жилищный кодекс. Он внес много изменений касающихся жилищных прав и обязанностей граждан нашей страны. Многих интересует вопрос: внес ли кодекс изменения в правила о постановке на учет граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Сразу хочется отметить, что изменений, как таковых нет, но внесены некоторые дополнения и уточнения, по существующим пунктам.

Быть нуждающимся – актуально.

Еще в начале 2012 года были введены значительные ограничения на выдачу льготных кредитов, поэтому большая часть граждан стоящих в очереди, на улучшение жилищных условий, оказались в числе тех, кто лишился права на получение такого кредита. Но, все кто находится в списках, на квартирном учете имеют ряд преимуществ, при улучшении жилищных условий.  Такие граждане имеют право на первоочередное заключение договоров, по которым государственную квартиру им  предоставляют в аренду по коммерческой цене. Также банки, которые выделяют кредиты на строительство, очередникам предлагают ставки более низкого процента, чем всем остальным кредитополучателям, независимо от того, берут они кредит на строительство или покупку. Немаловажным будет и то, что те, кто стоит на улучшении жилищных условий, имеют право на налоговый вычет, который взимается при исчислении подоходного налога, в том случае если стоящий на квартирном учете, оплачивает банку кредит, который  брал на строительство или покупку жилья.

Если брать во внимание все эти факторы, то получается, что существующая очередь на улучшение жилищных условий оправданна, ведь она дает немалые преимущества тем, кто не может рассчитывать на государственные субсидии и получение льготного кредита.

Чтобы гражданам было лучше ориентироваться в новом Кодексе, теме квартирного учета, посвящена 7 глава. Она гласит, что право на постановку на учет по улучшению жилищных условий имеют граждане, достигшие возраста в 16 лет. Для детей-сирот, а также детей оставшихся без родителей постановка может осуществляться в более раннем возрасте. Также такое право имеют молодые люди, вступившие в брак до наступления шестнадцатилетнего возраста.

В Минске и Минском районе есть и другие критерии, чтобы встать на учет по улучшению жилищных условий. Для Минска необходимо иметь 10-летнюю регистрацию по месту жительства, а для области эта цифра в два раза меньше – только 5 лет постоянной прописки. Эти требования относятся к иногородним гражданам, которые не считаются «молодыми специалистами» и не являются членами семей жителей этих регионов, а также во всех остальных случаях, на которые не распространяются требования по регистрации. Все эти требования относятся к общим положениям, но есть и частные условия для постановки на учет, которые также заслуживают внимания.

Не имеющие жилой площади.

Новый ЖК, как и прежний, разрешает гражданам, не имеющим в собственности или в пользовании, а также тем, кто не владеет жилым помещением становиться в квартирную очередь, там, где они хотят это сделать. В новой редакции, эта группа претендентов немного расширена. Сейчас сюда включили тех, кто был выселен их квартиры, комнаты или дома, но проживал в качестве родственников  или членов семьи. Если говорить на примере, то это будет выглядеть следующим образом. В квартире мужа проживает семейная пара, но жена не имеет права на долю в этой квартире и другого жилья, в данном населенном пункте также не имеет. Спустя какое-то время они разводятся и муж, пользуясь новыми нормами ЖК, которые вступают в силу уже в этом году, выселяет жену из квартиры. Так вот, жена по ЖК, в данном случае, станет нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В новой редакции ЖК в 35 статье 7 главы дано точное определение формулировке:  «что значит отсутствие у граждан жилья, во владении или пользовании, которое дает им право становиться на учет по улучшению жилищных условий. Если говорить простым и понятным языком для  граждан, то это такое жилье, в котором гражданин может жить постоянно на безвозмездной основе. Это может быть проживание в государственной квартире по договору найма, как член семьи нанимателя, или в частной квартире, как собственник. В данном случае дополнением здесь будет то, что сейчас обеспеченный жильем считается тот, кто проживает по договору, по которому дольщик поучает во владение жилье долевого строительства от застройщика.

Площадь меньше нормы.

Существует еще категория граждан, которые имеют право на постановку на квартирный учет. К этой категории относятся жильцы, у которых площадь занимаемого помещения меньше, чем установленная норма. По всей Беларуси эта цифра равна 15 кв.м на одного человека, а в Минске этот показатель ниже и составляет всего 10 кв.м на человека. Чтобы получить цифру обеспеченности жильем, в расчет включается все имеющееся жилье, не только у претендента на постановку на учет, но и у членов его семьи. Жилье учитывается только то, которое находится  в пункте, где претендент собирается становиться на учет. Для Минска  расчет немного иной: здесь учитывается не только все жилье, расположенное в Минске, но и то, которое находится в Минском районе.

Для более ясного представления эту ситуацию можно рассмотреть на примере конкретной семьи. Если взять семью, из четырех человек, которая проживает в квартире, общей площадью 39,8 кв.м, то такая семья имеет право стать на учет по улучшению жилищных условий, ведь метраж это позволяет по закону. Но, если у кого-то из членов семьи есть недвижимость, пусть даже небольшой и ветхий домик, в Минском районе, который считают пригодным для жилья, то эта семья уже не будет иметь права на постановку на квартирный учет. Но, если у такой семьи будет жилье, хоть 300кв.м, но не в Минском районе, то она будет иметь право на постановку на квартирный учет, по новым нормам ЖК.

Соседство, как таковое.

Чтобы не было неожиданностей, при определении права на квартирный учет, необходимо все основания тщательно изучить, ведь среди них могут быть такие, которые могут иметь противоречия. Бывает, что некоторые основания не дают права претенденту считаться нуждающимся, а другие наоборот – подтверждают, что можно становиться на квартирный учет. Но, бывает и так, что два основания разрешают постановку на учет, а третье — наоборот, такого разрешения не допускает.

Это можно наглядно показать на примере. Если взять рядовой вариант, где проживают вместе мать и дочь, в однокомнатной квартире, которая имеет общую площадь 50кв.м. Дочь, при этом не замужем и детей не имеет, вот и получается, что по нормам обеспеченности они не имеют права становиться на квартирный учет. Также пункт 1.1 10 статьи 35 говорит именно о том, что нуждающимся можно признать гражданина, который проживает в квартире с одной жилой комнатой, с другим гражданином, кроме супругов, и при этом пол и родственные отношения никак не влияют на возможность постановки на квартирный учет.

Есть еще и другие основания, которые позволяют стать на квартирный учет. Таким основанием будет проживание в общежитии, кроме студентов и работников, взятых на временные работы; также могут стать на учет те, кто живет в государственной или частной квартире на основе коммерческого использования или по договору аренды; еще имеют право постановки на квартирный учет те, кто живет в помещении, которое признано непригодным для проживания (антисанитария, ветхость и др); проживающие в социальном или служебном жилье, а также те, кто живет в социальной квартире по договору найма, который заключен на срок до 10 лет.

Сегодня, два человека, которые проживают в комнате или однокомнатной квартире, имеют право становиться на учет нуждающихся в улучшении жилищных вопросов, так же как и прежде. Основанием здесь служит заболевание одного из жильцов, перечень которых утвержден Минздравом. В новом ЖК внесены уточнения для жильцов, которые проживают в коммунальных квартирах и домах, в которых живет вместе по нескольку семей. Для этой категории граждан, чтобы стать на учет нуждающихся, необходимо, чтобы обеспеченность жильем была ниже установленного норматива, на одного члена семьи. Цифры должны быть ниже, чем 15кв.м для Минской области, и меньше 10кв.м для г. Минска.

Есть еще одна категория граждан, которые имеют право на включение их в квартирную очередь. Это люди, не являющиеся близкими родственниками, но проживающие в неизолированных комнатах.

Молодые семьи в приоритете.

Молодые семьи, где оба супруга вступили в брак первый раз, и один из них не имеет во владении или пользовании жилого помещения, а также в собственности, обладают правом на  включение в очередь по улучшению жилищных условий. Здесь есть некоторая оговорка, семья считается молодой, если одному из супругов нет 30 лет.

Также первоочередное право на включение имеют те граждане, которые родили (усыновили, удочерили) и воспитали ребенка, но при этом в брак не вступали. Такое же право имеют и овдовевшие супруги, воспитывающие детей, которые не вступили в брак во второй раз, и при этом у них отсутствует свое жилье.

На сегодняшний день все молодые рабочие, служащие, молодые специалисты, которые прибыли по распределению должны быть поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в обязательном порядке. К этой категории также относятся молодые специалисты, прибывшие на работу по договору о целевой подготовке, а также те, кто был направлен госорганами и организациями в места, где имеется повышенный фон радиации.

В новом ЖК более пространно описаны основания, которые касаются детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, необходимые для постановки их на квартирный учет. По вновь дополненным правилам, дети этих категорий должны приниматься на учет по основаниям, которые до 2 марта 2013 года не могли служить основанием для такой постановки. Здесь можно привести довольно распространенный пример. Обычно речь шла о детях, которые учились  в ПТУ, в госучреждениях средне-специального или высшего образования на дневной форме обучения, в связи с чем, они утратили статус детей-сирот или детей оставшихся без попечения родителей, но это только по состоянию на 8 апреля 2006 года. Сейчас для граждан таких категорий были расширены права, которые способствуют получению государственной поддержки во время улучшения жилищных условий.

В каждом конкретном случае.

Новый жилищный кодекс дает пояснение, по поводу того, как гражданин, который имеет квартиру, жилое помещение или дом, не проживая там, может считать себя стоящим на квартирном учете. Это может быть в том случае, если во время вселения на эту площадь он становится нуждающимся в улучшении жилищных условий. В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию. Семья, состоящая из трех человек (муж, жена и ребенок), проживают в общежитии, но муж имеет в собственности двухкомнатную квартиру, в которой живут его родители. Если муж и его семья пропишутся в его квартиру, то они становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что на одного человека приходится метров меньше, чем это прописано по норме. Но здесь нужно делать оговорку, только в том случае, если родители мужчины не имеют другое жилое помещение в этом населенном пункте. Если разговор будет идти о Минске, то нужно еще учитывать и наличие у них жилья и в Минском районе.

Новый жилищный кодекс дает разрешение организациям, которые имеют жилье в хозяйственном ведении, предусматривать в договорах коллектива дополнительные основания, которые будут давать право на постановку на квартирный учет. Но, такие очередники, смогут поправить свое жилищное положение только по месту работы.

Если подвести итог, то все такие дополнительные основания будут стимулировать граждан пойти в местный исполком и попробовать разобраться каждому, в своем конкретном случае и если позволяет закон, то быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Не все случаи можно описать и привести, в качестве примера, но это не должно отпугивать граждан от похода в исполком и возможности использовать свое право на постановку на квартирный учет.

И последнее, нужно отметить, что основания для постановки на учет, и основания для снятия с учета не совпадают, поэтому рассматриваются отдельно

Источник: syndyk.by