Что такое схема мощения и современные тренды в благоустройстве

0
3506
мощение

МОЩЕНИЕ

Мощение – это весьма важная составляющая в благоустройстве. Без него не обходится ни один загородный участок, ни одна муниципальная территория. В современной ландшафтной архитектуре мощение осуществляет несколько важных функций. В первую очередь — это обеспечение комфортного передвижения в пределах организации дорожно-уличной и тропиночной сети. На второе место сегодня специалисты ставят функцию эстетическую.

Декоративное мощение – сравнительно новый, очень популярный и модный тренд в благоустройстве. В наше время недостаточно обеспечить покрытию ровную и качественную поверхность с высокими эксплуатационными характеристиками. Оно не просто должно гармонично дополнять городской или загородный пейзаж. Современное мощение должно вносить в стилистику окружающего пространства свой неповторимый яркий след, меняя в целом привычное восприятие благоустройства.

мощение

план мощения

мощение

Проекты домов бывают типовыми. А вот ландшафтный проект типовым быть не может. Даже если теоретически попробовать использовать одну и ту же идею в разных местах, она все равно будет воплощаться с поправкой на рельеф. Даже если теоретически попробовать использовать один и тот же посадочный материал, темпы роста растений и их формирование все равно будут разными в зависимости от условий произрастания. К чему это мы? А к тому, что каждый ландшафтный проект уникален. А поскольку каждый проект включает план мощения и схему мощения, они тоже должны иметь свои, присущие только этому участку особенности.

Что такое план мощения и чем он отличается от схемы мощения?

И тот и другой чертежи включаются в пакет документации, из которой состоит ландшафтный проект. Только план мощения отражает конфигурацию дорожек и тип их покрытия. А в схеме мощения подробно указывается сам материал, размеры плит или мелкоштучной тротуарной брусчатки, их цвет, фактура, текстура, последовательность укладки элементов. Они могут образовывать монохромные поверхности или сложные орнаментальные узоры, комбинироваться с другими материалами, при этом четко соответствуя стилистике ландшафтного дизайна. План мощения и схема мощения необходимы также для того, чтобы произвести правильный подсчет материала, включая количество борта и инертных составляющих (песок, гравий), необходимых для подготовки основания.

Материалы используемые при разработке схемы мощения

Создавая схему мощения, дизайнер использует различные материалы, комбинируя их по фактуре, цвету и размеру. В условиях белорусских реалий большинство из них являются привозными. Гранитных месторождений у нас, как в России или на Украине, нет (за исключением карьера в Микашевичах, где добывается камень, не отличающийся особо декоративными свойствами). Также нет у нас натурального камня, из которого делается «пластушка» для мощения. Природные материалы, которыми мы располагаем в пределах нашей республики, это речная галька, гравий, бутовый камень, серый гранит. Нет у нас и производителей такого прекрасного экологически чистого материала, как клинкерная брусчатка.

Хорошо освоили белорусские предприятия выпуск тротуарной плитки. Причем, государственные предприятия стараются работать с объемами в промышленных масштабах, ориентируясь больше не на декоративные качества изделий, а на их невысокую стоимость и эксплуатационные характеристики. Частные же производители –это преимущественно небольшие компании, которым приходится конкурировать с белорусскими промышленными монстрами в сегменте промышленной плитки и с польскими крупными производителями в сегменте декоративной тротуарной плитки. Причем не всегда успешно. Хотя есть приятные исключения в малом бизнесе, когда тротуарная плитка отличается и качеством, и интересной формой, и насыщенным цветом и что самое главное, сбалансированным соотношением цены и качества.

Рекомендации при мощении тротуарной плитки и установке борта

В большинстве случаев (за исключением работы надучастками с регулярным стилем) дизайнер старается избегать в мощении изломов и углов. Чаще в проекте преобладают плавные линии и дуги. Однако то, что исполнено на бумаге, не всегда аккуратно и качественно воплощается на участке. В таких случаях нужно учесть два очень важных момента: подрезка тротуарной плитки и установка борта.

  1. Когда дорожка имеет дугообразный или волнистый край, казалось бы, что подрезки плитки по краю не избежать. Это трудоемкий процесс, требующий дополнительных материальных затрат и времени. Рекомендуем в этом случае отказаться от элементов с прямоугольными геометрическими формами и предпочесть имбрусчатые камни с формой трапеции, которые легко выкладываются в поверхности и с прямолинейными, и с криволинейными границами. Так вы сможете избежать небрежности, которая неизбежно возникнет при подрезке тротуарной плитки. Одновременно сэкономите на количестве отходов и получите элегантный, аккуратный рисунок покрытия.
  2. Борт необходим, чтобы удерживать тело мощения от расползания элементов в разные стороны. Без него не обойтись никак. Стандартная длина бетонного борта – 1 метр. Будь это дорожный или садовый бордюр, он будет отличаться высотой и толщиной, но длина останется неизменной. Даже в тех случаях, когда дорожка имеет большой радиус искривления, прямой бетонный борт приходится ломать, чтобы повторить линию изгиба. Частичный выход из положения нашли польские производители, предложив заменить прямой бордюр на радиальный. Но и это не всегда выручает. Радиальный борт изготавливается в виде сегментов, которые при последовательной укладке образуют не линию, а окружность строго определенного радиуса, что серьезно ограничивает дизайнера в возможностях проектирования. Поэтому все чаще в благоустройстве стали применять пластиковый борт, который хорошо гнется и скрыт у края. Пластборт имеет массу преимуществ для мощения пешеходных зон, а производство его есть у нас в Беларуси. Он изготовлен из первичного ударопрочного и морозостойкого пластика, дешевле импортных аналогов, долговечен, прекрасно выдерживает нагрузку, легче бетонного тротуарного борта и легко монтируется. А это значит, что вы сэкономите на доставке, монтаже и в целом по строительной смете.

план мощения

схема мощения

тротуарное мощение

Заключение

Прежде чем выбирать материал для мощения необходимо хорошо продумать стилистику и архитектуру благоустройства. Не всегда удается справиться с этим самостоятельно. В таких случаях вам на помощь с готовностью придут наши специалисты.

С наилучшими пожеланиями всем читателям, а также с благодарностью редакции журнала «Мастерская. СуперСтройка.» за продолжительное и плодотворное сотрудничество, всегда ваша:
студия ландшафтного дизайна «DREAMLAND».